Для северян-первоклашек школа в чуме может стать альтернативой интернату
Правовое закрепление кочевого образования позволит детям пройти программу начальной школы в привычной для них обстановке.
Разлука с родителями — тяжёлое испытание для первоклассника, убеждена глава Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. После выездного заседания комитета в Салехарде сенаторы решили урегулировать правовое закрепление кочевого образования
Проект «Кочевая школа» уже успешно опробован в ряде регионов Крайнего Севера. Его уникальность в том, что дети кочевников, как правило младшего школьного возраста, могут учиться без отрыва от семьи. Стоит отметить, что сегодня полное среднее образование такие ребята получают в основном в школах-интернатах. Но интернат имеет ряд минусов: с первого класса дети покидают родителей и восемь-девять месяцев в году живут вдали от дома. Уже доказано, что это приводит к разобщению с традициями и обычаями своего народа. При этом, самое главное, что ребенку младшего возраста сложно пережить столь долгую разлуку с родителями.
«Сегодня регионы реализуют программы «Кочевая школа» и «Кочевой детский сад» за счёт собственных средств. Это недёшево, ведь педагогов нужно доставить к дальним стойбищам, организовать учебный процесс. Кроме того, у таких школ возникают большие трудности с получением лицензии, ведь такой формы в законодательстве не существует — именно поэтому мы считаем необходимым правовое закрепление кочевого образования. Обновлённая Конституция защищает языковое и культурное многообразие народов России. Правовое закрепление кочевого образования станет логическим продолжением основного закона страны и даст возможность сохранить самобытные традиции народов Севера», - считает сенатор.
По мнению Л. Гумеровой, главное – придать кочевому образованию легитимность, синхронизировать подходы, исходя из опыта, который имеется, обобщить лучшие традиции.
Что касается кадров, сенатор надеется, что к этому проекту подключатся крупнейшие вузы страны. «Согласно нашей договорённости с Минпросвещения, такие программы будут в Российском государственном педагогическом университете имени Герцена в Петербурге. Очень важно, чтобы туда пришли целевики, которые после вуза хотели бы вернуться на малую родину и работать в привычной для себя среде. В многопрофильном колледже Салехарда, который мы посетили во время визита на Ямал, есть хорошие наработки. Даже будущих фельдшеров там обучают местному языку, традициям и обычаям, чтобы они при посещении стойбищ не нарушили каких-то канонов, могли общаться с пациентами на их родном языке. А молодые педагоги, наряду с обычными педагогическими навыками, изучают специфику преподавания в кочевых школах», - рассказала законодатель.
Как считает вице-спикер Собрания депутатов НАО Матвей Чупров, очень важно учитывать особенности Крайнего Севера при принятии законодательных актов, нормативов и правил во всех сферах жизни северян - в образовании, в медицине, в организации хозяйственной деятельности. Только такой подход позволит гармонично развивать арктические регионы на благо будущих поколений.
Просмотров: 560
Вернуться назад
Чурсанов Александр Павлович
Председатель Собрания депутатов НАО
Анонсы
Все анонсы‹‹ ‹ | › ›› |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |